жилище

Жилище

При выборе места для основания хутора или деревни, в первую очередь учитывалось наличие чистой воды, леса — для строительства и свободной земли, годной для пахотных угодий.
Всем этим условиям удовлетворяла местность, где Антон Коровкин основал деревню Коровкинцы.
Основа крестьянского хозяйства — жилище, состоящее из комплекса построек. Основные необходимые постройки: - изба, клить (клеть), сенки (сени), хлев, дровяник, баня, погреб, яма для картофеля, колодец, амбар, гуменник.

Изба

Не красна изба углами, а красна пирогами.
Чужая изба засидчива.
Всего дороже честь сытая да изба крытая.
Изба детьми весела.
Изба елова, да сердце здорово.

Слово «изба» происходит от древнеславянского - «истъба». Истъбой или истобкой в летописях называли отапливаемой жилой сруб, в отличии от клети — не отапливаемого.
Для северных и центральных областей Руси характерна высокая изба — с подпольем.
Избы строились из бревен длиной 5-9 метров. Бревна соединялись в прямоугольный венец и врубались на концах, как правило, в «обло».
Вдоль бревен, в нижней части, выбирался паз для увеличения площади прилегания. Между рядами, на слой пакли, укладывался просушенный мох. Позже, после предварительной осадки сруба, мох с паклей зачеканивались в паз специальной деревянной лопаткой.
Бревна на сруб избы заготавливались из комлевой части ели, верхняя часть шла на стропила, слеги и на другие не отапливаемые срубы.
Шип стропила.
Паз в подстропильном бревне.

Лес, перед изготовлением сруба, выдерживался зиму в штабелях для отслоения коры. Весной, после ошкуривания, рубился сруб и выдерживался в собранном виде один год для просушки.
Перед разборкой и перевозкой для строительства, бревна сруба метились порядковыми номерами по высоте с привязкой к соответствующей стороне.
При строительстве под нижние венцы устанавливали фундамент — комлевые чурбаки, пропитанные горячей смолой. Фундамент от сруба изолировался несколькими слоями бересты.
Внутреннюю часть сруба, при сборке, протесывали специальным топором с кривым топорищем для выравнивания стены в плоскости.
Пол и потолок настилали из распиленных пополам вдоль бревен. Распил строгали, края кромили и укладывали половицы и потолочины по месту. После усыхания пол и потолок уплотняли клиньями с распором о стену.
На потолок, для утепления, укладывали слои бересты и присыпали землей.
Проемы окон и дверей оформляли косяками в «шип». Косяки и подушки изготавливались из сосны. Под подушку, для гидроизоляции, укладывалось несколько слоев бересты.
Искусство изготовления и врезки оконных и дверных проемов считалось признаком высокой квалификации плотника и дано было не каждому.
В оконные проемы устанавливались застекленные рамы, для зимнего времени предусматривались вторые, дополнительные съемные рамы.
Высота дверных проемов, для уменьшения утечки тепла, занижалась и в избу всегда входили с поклоном.
Вдоль стен устанавливались стационарные лавки.
Крыша, как правило, выполнялась двухскатной. Устанавливались в шип углом стропила, на них закреплялись на шкантах слеги, на слеги настилался тёс в два слоя с двумя продольными канавками.
Я помню, на нашем старом доме, кровлю из соломы.
Особое место в крестьянской избе занимала печь. Печь — это источник тепла, в ней готовят пищу, на ней сушат одежду и обувь. Сон на печи, в зимние морозы, был особенно сладок.
Печь устанавливали на индивидуальном фундаменте, на специальном подпечке из толстых досок. Материалом для печи служила белая глина. Глиной заполнялось пространство, огороженное обрешеткой по периметру подпечка и чекмарями производилось уплотнение.
Чекмари.
После формирования пода печи, устанавливалась хитроумная деревянная конструкция для формирования внутреннего свода. При заполнении всего объема и необходимой выдержки, конструкция разбиралась изнутри и удалялась.
Часть опалубки, в средней части печи, удалялась для лучшей теплоотдачи.
Чело печи всегда направлялось на восточно-южную сторону. Напротив устанавливалось окно для лучшего освещения, день крестьянина начинался рано.
Шестком печи служила, как правило, чугунная плита подтопка — маленькой печки, расположенной перед большой.
Шесток.

Подтопок.
Дымоход от печек выполнялся из кирпича и выводился наружу около конька крыши.
Для перекрытия дымохода устанавливались заслонки и вьюшки.
Вьюшка.
Заслонка.
Место против печи — упечь, предназначалось для стряпни и отделялось дощатой перегородкой. Там же располагались полавочники — полки для посуды, лавки для ведер с водой и другой утвари.
В закуте выполнялся лаз в подполье, закрываемый западней.
На уровне верха печи устраивались полати, где располагались спальные места.
Между полатями и печью находился голбец — углубление над лестницей для ног.
По диагонали от печи — в переднем углу стоял обеденный стол.
Пол застилался ткаными половиками.
Половик.
Зимой изба была основным местом жизни крестьянской семьи.

Клить (клеть)

Клеть располагалась под одной крышей с избой, конструктивно выглядела, как изба, но была не жилым помещением.
Сруб укладывался без слоя мха, потолок не утеплялся, оконных проемов не врезалось.
В клети располагались всевозможные лари для хранения зерна и муки, сундуки для одежды и другие емкости для хранения не портящихся продуктов.
Часто устраивались спальные места для отдыха в жаркое летнее время.
Под потолком закреплялись всевозможные вешала для сушки трав, веников и вывешивания продуктов в небольших емкостях для сохранности от мышей.
На стенах крепилось множество полок для хранения посуды и разной необходимой утвари.
Вход в клеть вел из сенок.

Сенки (сени)

Сенки — промежуточное помещение между избой и клетью, выполнялись, как продолжение сруба клети.
Из сенок прорубался выход на улицу (на крыльцо) с установкой дверного проема, в сенках устанавливалась лестница для подъема на чердак и врезалась дверь в отдельно стоящий погреб.
Здесь оборудовались места для хранения постоянно используемого инвентаря и прочих вещей, которые должны быть всегда под рукой.

Хлев

Хлев — помещение для скота.
Хлев. Открыто окно для удаления навоза.
При единоличной жизни в каждом крестьянском хозяйстве было, как минимум, две коровы, лошадка, а то и две, до двух десятков овец, куры. Скотный двор, хлев и конюшня занимали в хозяйстве значительную площадь.
Большевики решили, что такое количество скота для крестьянина обременительно и, при создании колхозов, весь скот забрали, оставив одну корову, несколько овец и кур.
Я помню старые скотные дворы, в уцелевших после большого пожара хозяйствах, в конце древни.
Совсем иначе строили при колхозной жизни. Все разрешенные властью животные и куры умещались в небольшом хлеве.
Сруб на хлев собирался не на мху, но достаточно плотно. Потолок утеплялся заготовленным на зиму сеном, притвор двери уплотнялся обивкой, отдушины на зиму закрывались. Животные собственным дыханием обогревали себя и помещение. Температура в хлеву, даже в лютые морозы не опускалась ниже пяти градусов тепла.
Ежедневно на пол застилалась солома, которая вместе с пометом складировалась вне хлева и позже — весной, полученный навоз использовался в качестве удобрения.
Внутри хлева устраивались отдельные загородки для коровы, овец и насест с гнездами для кур. В загородках на стене крепились ясельные кормушки для закладки сена.
Воду для питья, для сытости, забеливали посыпкой.
Так в тесноте, обогревая друг друга, проводили животные всю зиму до открытия пастбищного сезона.

Дровенник

Дровенник располагался между сенками и хлевом.
В отличии от остальных строений, ограждения (стены) выполнялись из горбыля. Роль несущих конструкций выполняли стойки из толстых бревен и переводы. На переводах устанавливались стропила для кровли и застилался потолок.
Между потолочинами оставлялись зазоры, для вентиляции заготовленного на зиму сена. В дровеннике устраивался лаз на сеновал и вход в хлев.
Пол в дровеннике не застилался.
Основное назначение — распиловка, колка и хранение запаса дров. Часто здесь же хранился инвентарь для работы в поле.

Баня

Баня по-черному, баня по-белому. Не знали таких понятий в нашей деревне в пору моего детства. Появились эти различия позже, а тогда — просто баня.
Все бани в деревне находились ниже огородов, ближе к речке. Горели бани часто, устанавливать их рядом с жилым домом было опасно.
Воду для мытья набирали из речки, поэтому близость воды была решающей. Запас дров хранили в предбаннике.
Конструктивно баня делилась на два помещения: - собственно баня, теплый деревянный сруб на мху, где мылись и холодный предбанник из горбыля, который служил для переодевания и хранения запаса дров.
Фундамент выполнялся из огромных деревянных чурбаков, вкопанных в землю на углах бани и предбанника. Пол застилался прямо на землю.
В предбаннике и бане на стенах крепились лавки.
В бане, в самом теплом месте, около каменки устанавливался полок. Верхние полки полка располагались максимально высоко — там парились веником.
Пар — ковш горячей воды на каменку. Каменка — источник тепла, располагалась около входа в баню прямо на земле. Материалом служили огромные валуны из песчаника и конструкции из чугуна и железа, то и другое являлось дефицитом и вновь использовалось при постройке новых бань.
Внутрь каменки встраивался огромный чугунный котел для нагрева воды. Под котлом располагалась топка. Дым наружу выходил через «продых» - отверстие, вырубленное в стене под потолком.
Потолок застилался из толстого горбыля — бревна, распиленного вдоль на две части. Для утепления верх потолка застилался берестой и присыпался землей.
Для кровли использовалась солома, позже — тес.
Стены и потолок, после топки, покрывались толстым слоем сажи.
Истопить баню зимой, когда метет метель — мероприятие не из легких. Необходимо протоптать дорожку до бани, не расчистить, а протоптать — расчищенную вновь занесет снегом. Дорожка от дома до бани 70 метров, еще сто метров от бани до речки.
Рядом с протоптанной дорожкой устанавливали вешки из прутков использованного веника — для ориентации в сумерках.
Лед на речке в холодные зимы намерзал до 30 сантиметров, прорубить полынью размером под ведро, совсем не просто. Правда полынью готовили с осени, укрывали каждый раз ветками и сильно промерзать она не успевала.
Воду носили ведрами на коромысле. По узкой тропинке, проваливаясь по пояс в снег, в метель, с коромыслом на плечах, на концах которого два полных ведра воды и так пять-шесть ходок...
Как оставались силы еще помыться? Соседи, для облегчения, объединялись и топили бани по очереди. Веселее и легче.

Погреб

Погреб — сооружение для хранения летом скоропортящихся продуктов.
Конструкций погреба множество. В нашей деревне прижился вариант в виде ямы, обрамленный по периметру срубом, с размерами два на два метра и глубиной около полутора метров.
Поверх устраивался навес из сруба и односкатной кровли. Яма зимой заполнялась снегом и сверху укрывалась слоем опила. Снег в яме сохранялся до поздней осени, что позволяло хранить продукты при низкой температуре. Продукты располагались либо на уложенных досках для сохранения, либо непосредственно на снег для замораживания.
Вот такой замечательный холодильник без потребления электроэнергии.

Картофельная яма

Яма — сооружение для хранения картофеля.
Картофель — второй продукт после хлеба в рационе крестьянина.
Картофеля сажали много, вместе с турнепсом он служил подкормкой и для животных.
Расходную часть и семенной картофель на посадку, хранили в подполе.
Остальная часть складировалась в картофельной яме.
Яму устраивали прямо на нижнем огороде, на высоком сухом месте.
Стены ограждали срубом, внутри строили перегородки, настилали пол, устраивали утепленный потолок с лазом.
Лаз в яму.
Люк, закрывающий лаз, утепляли опилом и накрывали сверху старым одеялом.
Поверх ямы сооружали шатровую кровлю.
Перед закладкой картофеля яму сушили, разжигая на земляном участке пола костер.
Заложенный в яму картофель не прорастал до следующего лета и сохранял все вкусовые свойства.
Вскрывалась яма, как правило, уже весной, когда запасы картофеля, хранимого в подполе, заканчивались. Здесь же хранилась часть запасов калеги, моркови, репы.
Размеры ямы зависели от необходимого семье запаса картофеля, но глубина выдерживалась до двух с половиной метров.

Колодец

Колодец — основной источник чистой воды в деревне.
Речная вода использовалась только для мытья в бане. Существующий родник находился на самом конце деревни, остальные вынуждены были копать колодцы, один на четыре-пять хозяйств.
Колодец.
Копка колодца мероприятие довольно трудоемкое и весьма опасное. Глубина достигала десять-двенадцать метров.
Ограждение выполнялось рубленым срубом, который по мере углубления наращивался и просаживался вниз.
При достижении водоносного слоя работать приходилось в холодной воде, вынутый грунт поднимался наверх в бадье воротом.
Копальщики часто сменялись, чтобы не простудиться.
Углубление колодца прекращали, если наполнение шло достаточно быстро и стабильно.
Пространство между срубом и грунтом верха колодца тщательно уплотняли глиной, для исключения попадания грунтовых вод.
Над колодцем устраивали навес, где сооружали подставки для ведер и вешало для коромысла.
Проем колодца обязательно закрывали люком.
Колодезное ведро обрамлялось обручем для укрепления и утяжеления.
Колодцы обязательно освящались.
Собственное ведро в колодец опускать не разрешалось.
Был колодец, была жизнь...

Остальные сооружения

Кроме выше перечисленных, существовали другие необходимые для крестьянской жизни сооружения: - гуменники, один на три-четыре хозяйства, амбары (при единоличной жизни), кузница — одна на деревню, мельница — одна на несколько деревень, маслобойня для выжимки льняного масла — одна на несколько деревень.
Об этих объектах есть информация в головном блоге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий